Вверх
Пятница, 19.04.2024, 23:48 | Приветствую Вас Гость

Острова мира

Острова по странам

Главная » Острова по странам » Острова России

Остров Диксон


Диксон - скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, при выходе Енисейской губы в Ледовитый океан, в 1,5 км от материка, на Северном Морском пути, всего в двух часах полета от Северного Полюса.

Площадь около 25 км². Высота до 50 м.

Сложен главным образом диабазами (горная порода, напоминающая мелкозернистый, слоящийся гранит).

Остров на карте

Остров Диксон на карте


История названия

Открыт, вероятно, в начале XVII века поморами во время плаваний вниз по Енисею до его устья и далее - до реки Пясина. Арктическим мореходам остров Диксон известен с XVIII века.

Во время Великой Северной экспедиции в 1738 году начальник ее Обь-Енисейского отряда штурман Фёдор Минин назвал этот клочок суши «Большим Северо-Восточным». Позже русские промышленники именовали его «остров Долгий».

Однако эти названия были забыты. В XIX веке остров стал известен как «остров Кузькин». Что, по легенде якобы соответствует имени морехода-промышленника Кузьмы.

В 1875 году Адольф Эрик Норденшельд, на судне «Прёвен» («Proven») назвал глубоко врезающуюся в восточный берег бухту Гаванью Диксона, по имени шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего его экспедицию. В 1878 Норденшельд распространил название Диксон на остров.

Лишь в 1894 году начальник Российской гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкий официально присвоил острову нынешнее название, увековечив тем самым имя шведского купца Оскара Диксона.


Оскар Диксон (Oskar Dickson) (1823 - 1897)

Оскар Диксон


Строения

7 сентября 1915 на острове построена одна из первых арктических радиостанций, а с 1916 работает гидрометеорологическая станция, на базе которых в 1930-х годах построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр и геофизическая обсерватория.

Здесь были созданы запасы угля, которым пополнялись морские суда. Диксон имеет ледовую авиаразведку и штаб морских операций по проводке судов сквозь льды. 


Поселение острова Диксон

Поселение острова Диксон


На острове находится западная часть посёлка Диксон и аэропорт, а самый северный в России порт Диксон размещён в восточной части посёлка - на материке. Зимой автобусы и автомашины ездят по ледовой дороге.

Летом курсирует пассажирский катер, а в межсезонье из одной части поселка в другую можно попасть только вертолетом.


Личности

В разные годы Диксон посещали Адольф Норденшельд, Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен, Эдуард Толль, Семен Челюскин, Дмитрий Стерлегов, Никифор Бегичев, Иван Папанин, Андрей Вилькицкий, Борис Вилькицкий и другие известные в мире исследователи Арктики.


Руаль Амундсен

24 июня 1918 г., Амундсен и еще 8 человек на шхуне «Мод» отправились на восток по Северному Морскому пути, намереваясь пройти до Берингова пролива.

Главная особенность экспедиции - малое количество людей в экипаже. Амундсен сделал это специально, чтобы все были предельно заняты и, по-возможности, разнообразной работой. Это он считал лучшим средством от депрессии при неизбежных в таких экспедициях зимовках.


Поселение острова Диксон зимой


Через месяц после старта в районе залива Югорский Шар на борт был взят еще один человек - русский радист Геннадий Олонкин. В сентябре экспедиция прошла мыс Челюскин и 13 сентября остановилась на зимовку у побережья Таймыра.

По-видимому, зимовка была не простая. Полярники никуда не уходили от судна целый год. Льды освободили «Мод» ровно через год - 12 сентября 1919 года.

С судна уходит самый молодой матрос Петер Тессем и с ним опытный Пауль Кнудсен.

Р. Амундсен в разное время по-разному объяснял причины их отправки на Диксон, находящийся в 800 км на юго-запад. В начале он говорил о необходимости доставки почты с результатами исследований в Норвегию. Это не очень убедительно, так как там эту почту никто не ждал.

Позже он говорил о том, что Тессем жаловался на головные боли, бессонницу, слабость. Это уже более правдоподобно - похоже на депрессию. 


Природа острова Диксон


Природа острова Диксон


Что касается расстояния, то для Арктики 800 километров вдоль берега - это реально. Тем более, что Кнудсен в 1915 году ходил здесь по льдам от норвежского судна «Эклипс» к зимующим пароходам русской экспедиции Б. А. Вилькицкого. Да и склады продовольствия на пути были известны путешественникам. Посланцы пропали.

В 1920 году шхуна «Мод» достигла Чукотки. Амундсен стал первым человеком, который обогнул весь земной шар, не опускаясь южнее северного полярного круга. В Анадыре через русскую радиостанцию Амундсен связался с Диксоном и с Норвегией и сообщил, что посланцы на Диксон не прибыли.

По просьбе Норвегии Россия организовала совместную сухопутную экспедицию под руководством Никифора Алексеевича Бегичева с его другом Николаем Николаевичем Урванцевым.

Экспедиция в начале своего пути двинулась на мыс Вильда. Там, под каменным гурием (вроде тура), в жестянке из-под консервов была найдена записка от 18 ноября 1919 года.

Из записки следовало, что путники в хорошем состоянии, идут к Диксону, имеют продуктов на двадцать дней. Далее по пути вдоль берега на юго-запад 2 августа были обнаружены норвежские санки, на следующие сутки у мыса Стерлегова - нарта и, наконец, у мыса Приметного через две недели Бегичев наткнулся на первую страшную находку.

В большом кострище на берегу лежали обугленные человеческие кости, череп, вокруг в беспорядке были разбросаны гильзы от патронов, сломанный нож, много мелких вещей, по которым Бегичев установил, что здесь был сожжен труп одного из ушедших моряков со шхуны «Мод». Правда, норвежцы считают, что это был труп кого-то из экспедиции Русанова.

На следующий год, на берегу реки Зеледеева, что в 80 км от Диксона, найдены различные предметы путников: теодолит, почта и др. Еще ближе к Диксону, у реки Убойной найдены две пары норвежских лыж и обрывки спального мешка. И уже в трех километрах от Диксона, совершенно случайно, Бегичев обнаружил скелет человека, в полусгнившей одежде которого, в кармане лежали золотые часы с именем хозяина - П. Тессема. Фотографию скелета Тессема сделал Рыбин Г. Н. в июле 1922 года.

Смерть застала норвежца на нижней части берегового отлога. Поднимись он на берег, пройди, проползи всего-то 8-10 метров, наверняка бы заметил либо постройки, либо огни русской станции, и это могло придать ему новые силы. Но сделать это ему было не суждено.

У мыса Приметного явно видны признаки борьбы и насильственной смерти одного из моряков. Возможно это развязка тяжелой ссоры между моряками, не столь уж редкой в подобных переходах.


Великая Отечественная война

Начиная с 1943 года из года в год интерес ВМФ Германии к Северу неизменно увеличивался. Об этом говорит рост подводного и надводного флота, несмотря на тяжёлые поражения в Сталинградской и Курской битвах.

Целью было уничтожить союзные транспорты и конвой, дабы отрезать СССР от западных поставок.

Военное обеспечение маршрутов было более достаточно, нежели оснащенность военных баз на островах побережья. Поэтому Диксон был недостаточно оснащен артиллерией и серьезным морским прикрытием.

Как вспоминал контр-адмирал Константин Иванович Степин, участник событий на Диксоне, на острове в первые дни войны даже царило благодушие, потому что уже прошли из Белого моря 3 каравана без проблем, да и была уверенность, что немцы дальше Новой Земли не сунутся. Доходило до того, что на острове не получали информацию о проходящих транспортах, так что их и не ожидали, и не встречали, и не охраняли.

Демонтировали 3 артбатареи и приготовили их к вывозу на Новую Землю. А в это время 16 августа 1942 года из Северной Норвегии, с военно-морской базы из Скоменфьорда вышел немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» для операции «Вундерланд» (командовал крейсером капитан первого ранга Вильгельм Меедсен-Болькен).

Перед ним были поставлены задачи:

1. уничтожить транспорты и караваны союзников, встреченные на пути к Таймыру;
2. высадить десант на Диксон в количестве 180 автоматчиков, захватить остров, базу, гидрометцентр и радиостанцию, добыть климатические карты и карты прохода коммуникаций и фарватеров;
3. уничтожить рыболовецкий флот и «закупорить» Карские ворота.

«Адмирал Шеер» сопровождали 5 подлодок и эсминцы, которые искали транспорты и караваны. Однако плотный туман не принес желаемых результатов.

Уже 17 числа подлодки немцев блокировали все подступы Карского моря. 18 августа «Адмирал Шеер» чуть было не столкнулся с пароходом «Ф.Энгельс», что шел из Шотландии на Диксон. Но корабли в тумане разошлись. Капитан был раздражен, команда нервничала.

19 августа с немецкой подлодки пришло сообщение, что море чисто, но русских транспортов нет. Отправлен на разведку гидросамолет «Арадо». Ближе к Таймыру обнаружены 2 транспорта, которые «Шеер» тут же стремиться перехватить у пролива Вилькицкого. На крейсер сообщения приходят из Норвегии - ждите крупный русский караван у пролива Вилькицкого. Но ему не повезло - караванов много, но льды и туманы помешали «Адмиралу Шееру».

При очередной разведке пропорол поплавок и затонул гидросамолет «Арадо». Крейсер остался без «глаз». Но 25 августа у острова Белуха с «Адмирала Шеера» заметили пароход и приняли его одним из транспортов западного направления - это был «Сибиряков», который вез полярную экспедицию на Диксон.

Приказав судну остановиться, Болькен потребовал сдачи. А с «Сибирякова» сообщили на Диксон об опасности присутствия крупных немецких военно-морских сил. Корабль не подчинялся и в ответ на обстрел главным немецким калибром ответил встречным огнем (пушки с 45 и 76 мм снарядами, которые не были эффективны против крейсера).

Механик «Сибирякова», посчитавший, что капитан Качарава убит, открыл кингстоны и потопил неуправляемый корабль (Качарава чудом выжил). Немцы стали вылавливать сибиряковцев, но из 128 мужчин и 3-х женщин извлекли из воды лишь 28 человек, кто не принял немецкую помощь - был расстрелян. Потопление «Сибирякова» не принесло ни информации, ни карт и «Адмирал Шеер» двинулся на штурм Диксона.

На Диксоне срочно, 26 августа поступил приказ восстановить демонтированные артиллерийские установки и приготовиться к бою.

В наличии имелось: 45 мм зенитная батарея (командир батареи, лейтенант Кубышкин), 130 мм пушки были уже погружены на баржи (для Новой Земли) и доставить их на берег было трудно из-за погоды, а две 152 мм, которые находились на берегу притулили к скалам, направив на море, использовали как временную огневую позицию.

Привели себя в боевую готовность сторожевой катер «СКР-19» и пароход «Революционер». На помощь пришел комиссар северного отряда Балтийского Флота Бабинцев, организовал и вооружил 2 отряда ополченцев (пулеметы, винтовки, ручные гранаты). Он же и руководил боем.

Начав вести огонь из всех орудий по побережью Диксона, Болькен хотел выявить огневые точки обороны и мощь советских орудий. Ему отвечали пушки сторожевого катера «СКР-19» и батарея Корнякова. По плану, взяв огонь на себя, «СКР-19» пошел на сближение с крейсером, готовый затопить себя в фарватере, чтобы преградить путь врагу. «Шеер» получил сильный удар береговой батареи, так что начал маневр для отхода.

На «СКР-19» начался пожар и начало везти пушки. «СКР-19», так же ведя обстрел, уходит к Самолетной бухте. Выпуская дымовую завесу «Адмирал Шеер» получил еще один тяжелый снаряд и покинул зону огня!

Обойдя Диксон с запада немецкий крейсер обстрелял порт, радиостанцию на Новом Диксоне, поджег угольный склад на острове Конус. Здесь «Адмирал Шеер» снова подвергся обстрелу береговой батареи, на палубе начался пожар и крейсер вынужден был отступить.

С острова состоялись переговоры с советским самолетом, находящимся на подлете к Диксону. Открытым текстом с острова запрашивали эскадрилью самолетов, а летчик ответил, что через 30 минут они прибудут. Самолетов не было, и летчик и остров блефовали. Но «Адмирал Шеер» принял игру всерьез.

Оборона Диксона показала мощь и героизм, самоотверженность и решительность защитников острова. В результате надводные корабли врага у Диксона не появлялись, а операция «Вундерланд-2» 1943 года также закончилась поражением.

Защитники Диксона потеряли 7 человек убитыми, их именами названы острова в Северном ледовитом океане. Более 30 раненых долечивались в Норильске.

В 1943 году немецкое командование предприняло очередную попытку заблокировать порт Диксон постановкой минных заграждений. 23-25 сентября 2 немецкие подводные лодки поставили на подходах к порту 48 донных мин с магнитными и акустическими взрывателями.

Наблюдательные посты обнаружили одну из подводных лодок, после чего было проведено траление фарватеров. В течение первой половины октября удалось уничтожить минное заграждение противника и обеспечить безопасное движение транспортов и боевых кораблей.

Стойкость и мужество защитников Диксона позволило за время навигации 1943 года перевезти морским путём более 235 тысяч человек, 1185 автомашин, 136 тракторов, более 72 тонн продовольствия и фуража, около 99 тысяч тонн горючего, 34 тысячи тонн угля и т. д.


Побратимство

Во второй половине 1980-х годов жизнь советского Диксона изменилась. Именно в этот период зародилась идея «братания» с США, долгое время находившихся на положении вероятного противника СССР, движения по установлению дружеских связей между городами обеих стран, что должно было создать обстановку взаимного понимания и доверия.

У двух журналистов - Сергея Остроумова из Иркутска и Бориса Иванова из Красноярска - родилась идея: а почему бы не найти побратима советскому Диксону, о котором за рубежом, наверно, было известно?

Заметим, что географических объектов с таким названием, как Диксон, на картах мира достаточно. В Указателе к Морскому атласу, уникальному картографическому изданию, вышедшему после войны, их насчитывается свыше десяти.

Помимо посёлка, острова, бухты, есть другие населённые пункты, а также острова, бухта и даже гора. Причём все зарубежные - в Западном полушарии.

Выбор пал именно на американский город Диксон, расположенный в штате Иллинойс. Именно этот «американец» стал побратимом советского арктического посёлка.

Установление связей между американским Диксоном и советским прошло через несколько этапов, на первом из которых и с той, и с другой стороны возникали, и немалые, сомнения, и серьёзные возражения, не говоря уже о разных больших и малых бюрократических препонах, вставших на пути контактов. Шла оживлённая переписка, обращения в самые высокие инстанции. Состоялся обмен фотовыставками.

В августе 1988 года за океан к своему коллеге - мэру Диксона Джеймсу Диксону - отправился председатель Диксонского районного Совета народных депутатов Николай Павлович Картамышев. Это послужило началу взаимных визитов. Первыми гостями советского Диксона стали журналист Билл Шоу, владелец газеты «Диксон телеграф», и его супруга Эми.

Ему как «разведчику» поручили рассказать соотечественникам обо всём увиденном в арктическом поселке. Также на Диксон на Таймыре прибыл во главе четвёрки американцев сам мэр Джеймс Диксон.

В начале 1990 года в американский Диксон отправилась учительница диксонской средней школы № 2 Надежда Науменко. Вслед за ней с началом каникул на американскую землю по приглашению своих сверстников приехали с берега Карского моря на две недели одиннадцать школьников-старшеклассников.

Их сопровождал начальник Диксонского управления по гидрометеорологии В. Майоров. С ответным визитом на Диксон в том же году приехали американские педагоги Д. Радэнти и Т. Хайнтцельман.

В дальнейшем одной из крупнейших акций в развитии сотрудничества и дружеских связей между двумя Диксонами стал перелёт по маршруту Красноярск - Магадан - Анкоридж (Аляска) - Рокфорд, что в 40 километрах от американского побратима. Там высадилась тогда торговая делегация, возглавляемая председателем Красноярского крайисполкома, народным депутатом СССР В. И. Сергиенко, многочисленная (свыше 50 человек) группа красноярцев-авиаторов, руководителей предприятий, художников, артистов, журналистов.

Диксончан представляли председатель райисполкома Н. Карамышев с супругой, председатель районного народного суда комитета содружества К. Копнин, директор рыбозавода Е. Петров и командир вертолёта В. Лебер. Полёт Ту-154М (командир экипажа начальник инспекции Красноярского управления гражданской авиации В.Медведев) продолжался 13 часов, во время которых был проложен новый воздушный мост из Советского Союза в США через западное побережье заокеанского континента.

29 августа был назначен Днем побратимства.

Со временем связи между обоими Диксонами стали затихать.

Лето на Диксоне быстротечное, дней двадцать, не более.

Самая низкая температура была зафиксирована здесь в 1916 году - минус 52 градуса.

Полная ночь на этой широте начинается 10 ноября. В первых числах февраля солнце вновь появляется на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно совсем не заходит, полярный день здесь длится более ста суток.

Вокруг Диксона нет деревьев. Над робкой травой возвышаются цветы пушицы и ярко-желтые полярные маки.

Острова России
Просмотров: 4612 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Priernebrewly  
0
самая круть!)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск островов

Авиабилеты на острова
Популярные острова
Остров Стромболи
Вулканические острова Банкс
Балеарские острова
Остров Мосо
Остров Элко
Остров Куной
Атолл Нануманга
Остров Пханган
Остров Скопелос
Остров Шинуса
Крестовский остров
Острова Три Брата
Остров Роанок
Остров Сан-Кристобаль
Остров Конаникут
Остров Скребцова
Остров Пику
Остров Лампху
Шантарские острова
Остров Ко Мак